http://www.www.ryzkov.ru/

Нужна тонкая настройка

Почему российские цены на нефть зависят от мировых?

Неласковым для алтайских автомо­билистов выдалось начало февраля: и снегопады, и гололед, и рост цен на бензин. Эксперты констатируют: бензин внутри страны дорожает вместе с мировыми ценами на нефть. Как разорвать эту связь?

Обещание выполнено

Два месяца цены на ГСМ в России были заморожены на одной отметке. Осе­нью прошлого года президент РФ Влади­мир Путин попросил владельцев круп­ных нефтяных компаний не трогать их до нового года, и те обещание выполнили. Можно ли было сохранить цены на этом уровне?

Согласно данным аналитиков нефтя­ного рынка, с 19 января цена на нефть на крупнейших биржах мира подскочила в среднем на $ 0,84 за баррель, превысив рекордную отметку сентября 2004 года, когда бочка черного золота стоила $ 59. А в начале года повысили стоимость сво­их услуг естественные монополии. В ча­стности, железнодорожные тарифы внут­ри страны с 1 января поднялись на 12%, перевозки экспортной нефти до портов выросли на 12,8%. Как объясняют нефтя­ники, держать цены на прежнем уровне было невозможно. И российские внут­ренние цены потянулись вслед за миро­выми. С января по февраль цена на чер­ное золото на внутреннем рынке вырос­ла с 5600 до 7500-8000 руб. за тонну.

Государственные инструменты

И все же, как считает ряд экспертов, главные причины нынешнего роста кро­ются в том механизме, с помощью кото­рого государство регулирует топливный рынок. Речь идет об экспортных пошли­нах и налоге на добычу полезных ископа­емых (НДПИ).

Механизм этот работает так: чем выше мировые цены, тем выше пошлина, что­бы производителям было невыгодно под­нимать внутренние цены на бензин вслед за мировыми. Но иногда этот механизм дает сбои. Дело в том, что пошлина на вывоз нефти устанавливается по итогам предыдущих двух месяцев на два следу­ющих месяца. Однако мировые цены не только растут, но и падают. Так было в последние два месяца 2005 года. И новая пошлина, установленная с 1 февраля, оказалась на 10% ниже, чем предыдущая. Примерно на столько же снизились по­шлины на вывоз солярки и бензина.

Второй инструмент госрегулирования - НДПИ, несмотря на все дискуссии, ос­тается привязанным к мировым ценам. А потому пропорционально вздорожанию нефти на мировых биржах увеличился размер этого налога в России. Нефть внутри страны подорожала.

В итоге весь механизм сработал против отечественной экономики: были созданы стимулы для нефтяных трейдеров выво­зить горючее за границу и повышать цены на внутреннем рынке.

Что эффективнее?

В сложившейся ситуации директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач предлагает в срочном порядке поднимать экспортную пошлину. Вице-премьер правительства Виктор Христенко предлагает депутатам Госдумы снижать налоги. Скажем, сохранить привязку НДПИ к мировым ценам на нефть для поставок на экспорт и, с другой стороны, ввести специфическую ставку НДПИ для внутренних поставок нефти. В самом деле в кон­ечной стоимости бензина большую часть составляют именно налоги. Если из цены бензина вообще убрать все налоги, которые нефтяники платят за добычу сырья, производство и продажу нефте­продуктов, то литр бензина на АЗС будет стоить на 60% дешевле! Именно такая тонкая настройка механизма регулирова­ния, по мнению правительственного чиновника, сможет разорвать связь между яровыми и внутренними ценами. Правда, комментируя "СК" заявление Христенко, депутат Госдумы Владимир Рыжков удивляется: "А что мешает правительству в три дня подготовить необхо­димые поправки в законопроект? Мы их рассмотрим". По словам Владимира Александровича, сам российский парла­мент не располагает специалистами в данной области и, главное, не имеет ис­ходной информации, чтобы самостоя­тельно подготовить законопроект. К тому же депутаты надеются, что прави­тельство наконец сделает эту работу, ведь президент страны еще восемь меся­цев назад поручил ему разработать меры, сдерживающие цены на ГСМ.

Подчиняются ли цены указаниям?

Между тем пока власти размышляют о том, какими способами остановить про­цесс, спрос на ГСМ продолжает расти. Как сообщили в одной из российских нефтеперерабатывающих компаний, практически все февральские объемы нефтепродуктов полностью законтракто­ваны и свободного продукта на рынке уже нет, а это означает одно: бензин бу­дет дорожать и дальше.

Другой вопрос - можно ли остано­вить этот рост распоряжением прави­тельства? Увы: действия украинских властей, которые попыталось искусст­венно сдержать цены на бензин, только спровоцировали дефицит топлива в стране. Об этом же говорит опыт всех стран мира, применявших такой инст­румент: в 70-х годах в США за дешевым бензином выстраивались точно такие же очереди, как на Украине в прошлом году. Иначе говоря, нужна тонкая на­ на­стройка механизмов госрегулирования, совместимых с рынком.

Но, пожалуй, самое парадоксальное во всей этой ситуации - в том, что прави­тельство в сущности не заинтересовано в снижении цен на нефть: ведь значитель­ная часть российского бюджета форми­руется именно за счет продажи этого вида ресурсов, поступления от экспорта нефти пополняют стабилизационный фонд страны. Бюджет у нас профицит­ный, в стране есть деньги на реализацию национальных проектов, только вот ря­довому потребителю бензина и солярки от этого не легче.

 

«Свободный курс»

Николай Постышев

15 февраля 2006