Не только политика
В Барнауле родилась звезда мировой оперы


Анонсы

Баннер

Баннер

ОБЛАКО ТЭГОВ

Владимир Рыжков: Реформирование институтов власти важнее люстрации

Фрагмент программы "Особое мнение", 16 сентября 2014:

О. БЫЧКОВА – Только что узнали мы, что парламент Украины принял закон об очищении власти. О люстрации. Все проголосовали за него в большом количестве. 231 депутат при необходимых 226.

В. РЫЖКОВ - 231? Это не так много. Это всего пятью голосами.

О. БЫЧКОВА – Нормально.

В. РЫЖКОВ - Это кстати говорит о том, что там нет консенсуса. В обществе.

О. БЫЧКОВА – Это говорит о том, что закон принят. И что теперь все равно всех дальнейших чиновников и кого будут назначать, будут проверять на то, кем они были при прежнем режиме. Это хорошо или плохо?

В. РЫЖКОВ - Я сразу вспоминаю фразу: а судьи кто. И вторую историю библейскую, когда привели к Иисусу блудницу и судьи: ну пусть бросит в нее камень, кто сам без греха. Те люди, которые принимали в Украине этот закон, они сами без греха? Люстрация вещь опасная. Я скажу мое мнение, что мы еще не видели сам документ, мы сейчас реагируем на то, как это было подано в новостях. Там сказано, что люди, которые занимали должности при Януковиче. А это что, преступление занимать должности при Януковиче. Или же нужно…

О. БЫЧКОВА – И были причастными к нарушению прав человека…

В. РЫЖКОВ - Это другое дело.

О. БЫЧКОВА – Деятельности и так далее.

В. РЫЖКОВ - А это уже требует квалифицированного расследования. В суде. Желательно. И доказательств, что этот человек действительно нарушал права человека или человек действительно коррупционер. Поэтому люстрация, я знаю, что она очень популярна среди определенной части людей, что есть даже такое мнение, что если всех, кто был когда бы то ни было чиновником, при коммунистах, например, или работал в спецслужбах, или например, в судах, если их не вычистить, Россия счастлива не будет. Вот пока мы всех не заменим, Россия счастлива не будет. Я больше верю в другое. В то, что более эффективна не люстрация, хотя элементы люстрации были и в ГДР после падения Берлинской стены. Были и в Польше после падения режима коммунистов. Но замечу, что ни в одной стране они не имели массового характера. То есть они не касались очень больших масс людей. Это было достаточно небольшое количество людей, первое замечание.

О. БЫЧКОВА – То есть критерии были избраны достаточно…

В. РЫЖКОВ - Здесь просто, зная споры славян между собой, и украинцы очень похожи на нас, велика опасность, что это просто будет, тем более сейчас в преддверии выборов в Верховную Раду, которые будут 26 октября, я неслучайно обратил внимание на цифру 231 депутат из 445, это означает, что вопрос крайне неоднозначный. Потому что если бы он был однозначный, то были все 440 голосов. Это означает, что та часть Рады, которая не проголосовала, по всей видимости, примеривает его на себя или еще на каких-то людей и опасается, что закон о люстрации просто станет инструментом политической борьбы. Это очень важно. Люстрация как защита справедливости или люстрация как элемент политической борьбы между различными партиями. Если это станет вторым вариантом, то это уже будет не люстрация, это будет просто расправа одних над другими. Расправа тех, у кого есть право люстрировать над теми, кто сейчас такого права лишен.

О. БЫЧКОВА – А почему люстрация должна быть проявлением справедливости. Почему люстрация не может быть, например, стремлением общества не наступить на те же самые грабли. Например, ведь в России в 1991 году тоже были такие предложения.

В. РЫЖКОВ - Например, как говорили поляки. У поляков была одна неудачная попытка, одна удачная. Неудачная была в 1981, когда Ярузельский ввел военное положение, запретил Солидарность, интернировал две тысячи человек. А удачной попытка была в 1989 году, когда Солидарность уже пришла к власти и реформировала страну и создала ту Польшу, которую мы сегодня знаем. Так вот между первой попыткой и второй прошло 8 лет. И когда им открылся второй шанс в 1989 году, лидеры Солидарности говорили, что самое важное не люстрация. Самое важное это обезопасить демократию от силовых структур, которые могут совершить реванш. То есть в 1981 году они что не учли. У них был огромный профсоюз 9 миллионов человек Солидарность, был харизматический лидер Лех Валенса. И была оттепель, на которую вынуждены были пойти коммунисты в Варшаве. И им казалось, что они держат бога за бороду. Тем не менее, пришли военные, всех арестовали, Солидарность запретили. На 8 лет заморозили даже без советского вмешательства. Поэтому важнее не люстрация как персональное преследование носителей тоталитарных методов, идеологий и так далее. Важнее реформирование силовых институтов. То есть самое важное, что не было сделано в 90-е годы – не были реформированы российские спецслужбы. Не был реформирован российский суд, который именно поэтому штампует неправосудные приговоры. Не была реформирована российская прокуратура. Армия, полиция. И фактически спустя 10 лет после нашей первой попытки 1991 года, силовые структуры, архаичные институты тоталитарного государства взяли реванш. Сегодня в их руках власть. Реформы этих институтов важнее, чем люстрация. И вот если бы меня поляки, не поляки, прощу прощения, украинцы спросили, что бы я им посоветовал, я бы им посоветовал не столько думать о люстрации, сколько думать о том, как избежать очередного реванша старых институтов и структур. Туда нужно обратить особое внимание.

О. БЫЧКОВА – Это можно сделать только так, как сделал Саакашвили в Грузии с МВД.

В. РЫЖКОВ - Как поляки это сделали, как чехи.

О. БЫЧКОВА – И с ГИБДД. Просто разогнали старых и создали новых.

В. РЫЖКОВ - Совершенно верно. Но это не люстрация. Это именно кардинальная реформа тех структур и институтов, которые в своей генетической памяти несут диктатуру, как геном диктатуры, он у них вживлен. Вот в наших судах, в наших прокурорах, следователях. Моя мысль очень простая, что люстрация, наверное, кого-то она греет на Украине как такой простой понятный даже ребенку способ, вот дядя плохой, дядю выгнали. Дядю наказали. Такое немножко детское сознание. Это просто сделать. А вот сделать суд, прокуратуру, полицию, армию и силы безопасности, эти пять структур сделать безопасными для общества. Сделать их подконтрольными обществу…

О. БЫЧКОВА – Сделать их другими.

В. РЫЖКОВ - Другими. Вот это гораздо сложнее, чем люстрация.

Эхо Москвы

16 сентября 2014

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться сейчас


Разделы новостей

В мире
В стране
На Алтае
Все о выборах




Забыли пароль?

Регистрация на сайте

Календарь
<< Сентябрь 2014 >>
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Новости в стране

25 апреля 2017
Госдума выйдет в шесть соцсетей

14 апреля 2017
СМИ: безработных россиян планируют лишить медицинской страховки

14 апреля 2017
СМИ: безработных россиян планируют лишить медицинской страховки

06 апреля 2017
Число бедных в России в 2016 году увеличилось на 300 тысяч человек

06 апреля 2017
Организованные Навальным протесты одобряют 38% россиян – «Левада-центр»

06 апреля 2017
Правительство попросили раскрыть список освобожденных Путиным от налогов россиян

06 апреля 2017
Страна ждет отставки Медведева: рейтинг премьера оказался ниже Жириновского

06 апреля 2017
Первый канал их не покажет. Зато они покажут властям

Всё о выборах Фотографии Аудио Видео

Подписаться на новости
RSS
ГлавнаяНовостиБиографияМои выступления, статьиМнения, аналитикаКонференции, семинарыФото, видеоКонтактная информацияАрхив
Владимир Рыжков