Не только политика
В Барнауле родилась звезда мировой оперы


Анонсы

Баннер

Баннер

ОБЛАКО ТЭГОВ

Валерий Зубов: "Мы легко можем потерять контроль над основными сырьевыми ресурасм страны"

Валерий Зубов: "Мы легко можем потерять контроль над основными сырьевыми ресурсами страны"

 

В прямо эфире радиостанции "Эхо Москвы" интервью с депутатом Государственной Думы, секретарем политсовета Республиканской партии России Валерием Зубовым.

 

О. БЫЧКОВА – 3 часа и 9 минут в Москве. У микрофона Ольга Бычкова. Добрый день. Итак, как стало известно сегодня или вчера поздно вечером, полпред президента России в Южном Федеральном Округе Дмитрий Козак предложил наделять субъекты РФ полномочиями в зависимости от развития их экономики. Предлагается дифференцировать уровень полномочий субъектов федерации и финансового их обеспечивания в зависимости от экономической ситуации в субъекте. Это будет заключаться в разделении субъектов федерации на дотационные, середняки и полностью самостоятельные, которые могут сами наполнять свой бюджет. 80% - это планка, которая предлагается в качестве критической. Эту тему, нужно ли менять полномочия богатых и бедных российских регионов, мы обсуждаем сейчас в прямом эфире «Эхо Москвы» с депутатом ГД, Валерием Зубовым. Добрый день, Валерий Михайлович.

В. ЗУБОВ – Добрый день.


О. БЫЧКОВА – Итак, как Вы считаете? Пора уже внести ясность в этот вопрос. Все знают, да? Что есть регионы, которые пополняют бюджет, а есть регионы, которые исключительно пользуются деньгами из федерального центра. Вот, надо уже довести эту ситуацию до логического завершения, как предлагает Дмитрий Козак.

В. ЗУБОВ – Здесь есть 2 стороны у этой медали. Первая – юридическая. И вторая – экономическая. С какой начнем?


О. БЫЧКОВА – Ну, мы начнем, наверное, с экономической, потому что с юридической всё понятно. Написано, что все регионы равны, да? Во всех законах и в конституции. Понятно, что с юридической стороны придется тогда что-то делать.

В. ЗУБОВ – Значит, начнем с экономической, потому что власть, система власти, как бы, обязана учитывать те экономические реалии, которые уже сложились, и через свои действия, как власть, эти реалии менять в желательном направлении. Почему у нас такая диспропорция, ведь действительно, у нас в десятки раз различия между регионами по бюджетной обеспеченности. Ну, например, взять одну из северных республик и сравнить ее с республикой, ну…


О. БЫЧКОВА – С одной из южных, например


В. ЗУБОВ – Нет, например, с Ханты-Мансийским округом, и вы получите в десятки раз различия. Значит, в основе лежат 2 причины. Причина первая: это система налогообложения. Если вы нефть облагаете таким образом, что 80% в цене у вас – это налоги, то у вас автоматически, примерно в 5 раз завышена цена по сравнению с себестоимостью нефти, и автоматически, регион, где добывается нефть, он становится донорским. Если у вас очень низкая ставка на землю, налог на землю, то у вас автоматически регион, где много хорошей земли, он становится дотационным. Там, где много сельского хозяйства, и у вас потребляется много солярки, то вы потребляете дорогую нефть, в 5 раз дороже, чем она добывается, то автоматически сельское хозяйство у вас убыточное, и все регионы, занимающиеся сельским хозяйством, убыточные.

О. БЫЧКОВА – Многие центральные российские бедные регионы, да. И как, например, Красноярский край, который Вы возглавляли когда-то, да? Который, в общем-то, чувствует себя совершенно великолепно при любых обстоятельствах.

В. ЗУБОВ – Т. е. получается довольно, с этой точки зрения, на бумаге можно всё быстро поменять. Т. е. снести налоги на нефть, повысьте налоги на сельхозпродукцию, и у вас картинка вся поменяется. Ведь у нас сейчас действительно из всех территорий, которые есть после объединения двух территорий, ну, примерно 15 территорий – устойчивые доноры, и это кроме Москвы, Ленинграда, территории, как правило, имеющие ресурсы. У нас Север, как правило, донорский. Вот, понимаете, Север, где…

О. БЫЧКОВА – Богатенький


В. ЗУБОВ – Да, вот, считается. А вот, Юг, Краснодарский край – это дотационные территории.

О. БЫЧКОВА – Что тоже странно, на самом деле.


В. ЗУБОВ – Это более чем странно. С его курортами, с его сельским хозяйством, с 60 центнерами с гектара зерна, с портами – дотационный. Поэтому, причина первая – это просто в системе налогообложения. Причина вторая, но если вы все больше и больше начинаете перераспределять через федеральный бюджет, то вы сначала должны как можно больше собрать. И в тот момент, когда вы всё больше и больше собираете, у вас появляется всё больше и больше дотационных территорий. Вот, это экономическая ситуация.

О. БЫЧКОВА – Непонятно, подождите.


В. ЗУБОВ – Ну, как непонятно. Если я собрал, заработал, мое предприятие, вот, на территории Красноярского края, заработал рубль, но сегодня, уплатив, к примеру, 50 копеек налогов, примерно столько платят предприятия, значит, вы сразу 30 копеек забрали в федеральный бюджет, и начинаете это перераспределять. А если завтра вы возьмете из 50 копеек 35 копеек, то у вас, глядишь, даже Красноярский край войдет в число дотационных территорий.


О. БЫЧКОВА – Теперь понятно, да, ясно. Я напомню, что в нашем прямом эфире депутат ГД Валерий Зубов. Мы говорим о предложении Дмитрия Козака изменить систему полномочий российских регионов в зависимости от их экономического состояния. Так я не поняла, всё-таки, вот, Вы сейчас обрисовали существующую ситуацию, да?


В. ЗУБОВ – У нас можно в разы уменьшить количество дотационных территорий, в разы.

О. БЫЧКОВА – Предложение Козака Вы поддерживаете или нет?


В. ЗУБОВ – Теперь по тому, что сказал Козак. Вы знаете, вообще-то говоря, его предложение очень-очень непростое, во-первых. До конституции я дойду. Во-первых, Вы знаете, Дмитрий Козак относится к числу, ну, действительно, уважаемых управленцев в России. Вот, я скажу Вам, что в ГД, наверное, у него один из самых высоких авторитетов был, когда он работал в администрации президента. Когда он поехал на Юг полпредом, ну, многие считали, что это потеря для федеральной… администрации президента, правительства. Это человек, который представлял от администрации законы, которые меняли соотношение ответственности и власти между федерацией, регионом и местным самоуправлением.


О. БЫЧКОВА – Нередко сам был их автором или…


В. ЗУБОВ – В основном.


О. БЫЧКОВА – Разработчиком.


В. ЗУБОВ – По крайней мере, идеологом. И вот, этот человек, который приложил кучу усилий, который добросовестно и квалифицированно работал над этими законами, вдруг спускается в регионы, на Юг, и выясняет, что всё не так, что те законы, за которые он так бился, они не будут работать или будут работать очень плохо. Вот, первый вопрос: может быть мы все-таки, прежде чем писать законы, потом их так успешно продавливать, мы вот туда спустимся, посмотрим, а будут ли эти законы работать? Вы посмотрите 131 закон, который так тяжело проходил в ГД.

О. БЫЧКОВА – Это о чем?



В. ЗУБОВ – Это об основных принципах организации местного самоуправления. Против которого многие с мест выступали. Депутаты, губернаторы, мэры очень сильно выступали. И вот, с 1 января он должен вступить в силу. Он фактически был, ну как бы, проведен усилиями партийной дисциплины. Вот, как говорится, к партийной совести призвали и проголосовали за этот закон. Теперь партия власти предлагает его отложить. Это тоже отдельный разговор, тут надо поговорить, можно ли так поступать, но, вот это тревожно, что сейчас у нас 131 закон сыпется, теперь Дмитрий Козак уже в общем виде предлагает поставить проблему, что надо иметь разные законы для разных территорий, т. е. как принцип. Т. е. до сих пор мы стремились, чтобы законы были равными. Вспомните, 4 года назад основные усилия нового президента были направлены на то, чтобы у нас не было особых конституций в стране, чтобы законодательство во всех территориях было одинаковым. Правительство всегда прилагало усилия, чтобы не было особых, отличных систем налогообложения, чтобы они были близки, чтобы не было никаких псевдотаможенных барьеров, например, по алкогольной продукции, по лицензированной и т. д. Т. е. создавать единое экономическое пространство. И вдруг мы это меняем, как позицию меняем. Мы говорим: «А теперь мы будем каждый раз учитывать отдельные особенности каждого региона». У нас их 88 сегодня. Представляете, какое разнообразие законодательства начнет появляться? Вообще, какие дополнительные возможности для коррупции, в том числе. Т. е. я договорюсь, у меня немножко больше прав, я не договорюсь, у меня немножко меньше прав.


О. БЫЧКОВА – Да, может быть и будут возникать какие-то промежуточные ситуации…

В. ЗУБОВ – Но прежде чем мы перейдем к этим организационным вещам, нам надо всё-таки будет как-то, еще в очередной раз обходить конституцию. В конституции черным по белому написано: «Все субъекты РФ равны». А как же они будут равны, если у руководителя разные полномочия. И разговор о не руководителе, разговор о том, что данная территория будет иметь больше или меньше полномочий. Но естественно кто их будет реализовывать? Это будет губернатор или президент, мэр, законодательный орган, там, совет республики, либо законодательное собрание и т. д. Т. е. мы делаем неравными субъекты. Ну, уж если это не нарушение конституции, тогда я не знаю вообще какой смысл в конституции, если ее так легко можно обходить.

О. БЫЧКОВА – Понятно, если бы скажем, экономическое положение субъектов РФ было напрямую связано, ну, просто с эффективностью их работы, с эффективностью управления, с тем, как там поставлено вообще дело. Но, из того, что Вы говорите, следует, что скорее всего, зависимость тут исключительно от природных, сырьевых условий. Получается, что так.


В. ЗУБОВ – От системы налогообложения. Мы можем налогами облагать сырье, можем налогами обкладывать конечную продукцию. Вот, когда мы отменяли налог с продаж, кто от этого пострадал? Какие бюджеты? Это крупные города: Москва, Красноярск, Краснодар, Санкт-Петербург, потому что эта конечная продукция, много потребителя. Они пострадали. Когда вы увеличиваете налоги, вот, природную ренту, то выигрывают регионы, в которых добывается сырье, если вы при этом не перераспределяете, потому что вы можете увеличить и одновременно всё это собрать в федеральном бюджете.

О. БЫЧКОВА – А получается тогда, что богатые будут становиться богаче, а беднее всё равно будут становиться беднее, или как?


В. ЗУБОВ – Вы знаете, здесь 2 момента, и, наверное, не надо от них уходить. Зачем уходить? Всё-таки, конечная цель, какая? Вот, конечная цель. Конечная цель – всегда, чтобы было выгодно работать, в том числе и власти. Если вы заранее формулируете условия, при которых вы оцениваете работу региона так, что ему выгодно работать, то тогда не надо вот это, разные полномочия. Ну, например, вы говорите: «Вот, мы на 5 лет установили стабильную систему налогообложения». И вот, вы должны в федеральный бюджет отчислять столько то, и всё, что сверху – это ваше. То тогда все, уверяю вас, будут искать эти дополнительные налоги, будут бороться с теневым оборотом, будут пресекать паленую водку, поддерживать только тех, кто легальную водку производит и качественную, уверяю Вас. Но если вы 3 года назад говорите: «Вы знаете, вот теперь акциз на табак мы будем весь в федеральный бюджет собирать». Я всегда говорил, я тогда говорил, и теперь в городе Канске Красноярского края, где табачная фабрика есть, мэру без разницы, как она работает, хорошо ли, плохо, на сторону, либо так, как говорят, реализуют – не имеет значения, если всё забирает федерация. Зачем? Какая ему разница? Вот раньше я помню, когда мы лелеяли как корову, которая дает нам молоко. А если теперь всё заберет хозяин в Москве, какой же смысл? Так вот, собираемость с налогов акцизов на табак, она за эти 3 года резко снижается именно поэтому. Поэтому вопрос не в том, формально равные и неравные полномочия, а вопрос в том, вы создаете условия стимулов, когда выгодно зарабатывать или вы, как помните, когда у нас трудодни возникли или ваше поколение уже не помнит? Мое-то тоже не помнит, только по книжкам и фильмам, но знаменитые фильмы тогда были, что полная уравниловка в колхозе и никто не стал работать. Потом перешли на трудодни, а потом поняли, что всё-таки надо развивать рыночные отношения.

О. БЫЧКОВА – Но только очень не скоро поняли и как-то до сих пор в общем…


В. ЗУБОВ – И за это заплатили большую цену. Сейчас предлагается то же самое.

О. БЫЧКОВА – Вот, наша слушательница Ирина, которая прислала свое соображение на эфирный пейджер, она не может осмыслить, что Краснодарский край является дотационным, что этого просто не может быть. Пишет Ирина: «Где же инициатива раскрученного губернатора? Прошу объяснить с экономической точки зрения».

В. ЗУБОВ – Нет, Ирина, наверное, немножко, услышала первую часть, не услышала вторую. Сегодня Красноярский край…


О. БЫЧКОВА – Краснодарский.


В. ЗУБОВ – А, Краснодарский?


О. БЫЧКОВА – С Красноярским, конечно, понятно. Было бы странно, если бы Красноярский край еще был не донором.


В. ЗУБОВ – Краснодар – дотационный регион. Ну, что я могу сказать?


О. БЫЧКОВА – Да, понятно. Т. е. тогда, что говорить о других регионах…


В. ЗУБОВ – О Ставропольском, о Ростовской…


О. БЫЧКОВА – Где нет такого климата


В. ЗУБОВ – Об Орловской, о Тамбовской. Там, где базу составляет в значительной мере сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, которая непосредственно работает на потребителя – они все дотационные.


О. БЫЧКОВА – В Красноярском крае, в Вашем крае, где несколько внутри разных региональных подразделений, тоже отличающихся по развитию, правильно?

В. ЗУБОВ – Вот мы продолжаем, посмотрите, как разговор. В любом регионе ситуация абсолютно копирует российскую, абсолютно. Т. е. мы берем, там, Липецкую, мы берем Рязанскую, мы берем Красноярский, мы берем Краснодарский край – не имеет значения. Там есть 40-60 территорий, районов, городов. И вот там областной центр всегда донор.


О. БЫЧКОВА – Это как город Москва.


В. ЗУБОВ – Как город Краснодар.


О. БЫЧКОВА – Как город Красноярск. Краснодар тоже, да.


В. ЗУБОВ – И Красноярск, и Краснодар – все – и Липецк, и Рязань, и Иркутск, ну, в Иркутской области немножко другая ситуация, там Братск, они доноры. А, вот, дальше территория меняется. Вот, я беру родной Красноярский край. Красноярск – донор, Ачинск – донор, там перерабатывающий комбинат. Норильск - сверхдонор.


О. БЫЧКОВА – Всей стране донор.

 

В. ЗУБОВ – Да, вот, и вы тут же берете Назаровский район, лучший сельскохозяйственный район в Красноярском крае, один из лучших в Советском Союзе был. Там была самая низкая себестоимость мяса и молока. Дотационный. Вы берете Шарыповский район, дотационный, там тоже хорошее сельское хозяйство. Вы берете Канский район, где основу составляет, ну, вообще, только сельское хозяйство. Дотационный. Эта ситуация повторяется абсолютно везде. Несколько, вот, из 60 территорий 5-6-8 донорских, все остальные – дотационные, точно также как по всей России. 20 доноров, 60 с лишним – дотационных.


О. БЫЧКОВА – А в чем здесь закономерность? Вот, эта пропорция, она отражает что? Умеющих работать и не умеющих работать, заинтересованных и незаинтересованных или что еще?


В. ЗУБОВ – Ну видите, если на рынке установилась цена на мясо, на молоко, вот, как она на рынке, там же плюс еще импорт есть. В Москве 70% импорта. Вот она цена. А если вы затраты увеличиваете, как только вы увеличили акцизы, налоги на нефтепродукты, на солярку, всё это как затраты сразу идет в производство молока и мяса. Вы увеличили – сразу сельское хозяйство убыточное. Там, где сельское хозяйство, там всё убыточное. По-моему я Вас замордовал экономикой. К политике вернемся, к юридическим вопросам.


О. БЫЧКОВА – Я всё поняла. Сейчас вернемся. Я только хочу всё-таки понять, я еще раз спрашиваю. Тут причина только в том, что государство неправильно всё это регулирует, или речь еще идет о том, что есть разные люди, которые по-разному относятся к тому, что они делают?


В. ЗУБОВ – Вы знаете, налоги на сырье легче собирать. Вот, налоги на сырье, что вы считанное количество, ну, несколько всего труб в стране, которые перекачивают газ и нефть. Не уплатил налог – мы тебя не пустим в трубу. Считанное количество способов, как экспортировать продукцию за рубеж. Газ – всего один канал.


О. БЫЧКОВА – Понятно. Т. е. государству проще сосредоточиться на этом, а на остальное не смотреть.


В. ЗУБОВ – Конечно.


О. БЫЧКОВА – Понятно. Вот еще у нас вопрос есть, который пришел на сайт «Эхо Москвы» в интернете из Америки от Леонида, социолога – библиографа: «Правильную ли политику проводит Кремль в отношении Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера?». Т. е. я бы расширила…


В. ЗУБОВ – А из какого города?


О. БЫЧКОВА – Из Соединенных Штатов.


В. ЗУБОВ – Просто, города нету?


О. БЫЧКОВА – Не знаю, да.


В. ЗУБОВ – Вы знаете, ну, это приятно, когда о вас помнят, знают где-то там далеко. Вот, для маленькой информации, что самая крупная библиотека в мире – библиотека конгресса США, начиналась, ее славянский отдел начинался с библиотеки купца Юдина из Красноярского края, наверное, по этому вопросу. Но, на мой взгляд, государство еще не понимает до конца, в виде правительства в первую очередь, не понимает, что делать нам с Сибирью, Дальним Востоком, с Северами.


О. БЫЧКОВА – Ну, почему? Качать нефть и всё.


В. ЗУБОВ – Ну, это очень упрощенный способ, потому что к вам на передачу я приехал из Совета федерации, где мы, такая группа членов Совета федерации, от ГД, вопрос решали, смотрели, что делать с людьми, которые по-прежнему заперты на Севере, как их оттуда вывезти, как им здесь дать жилье. Вы понимаете, десятками тысяч людей, иногда сотнями, например, с Корякского округа, с Чукотки, вот из этого места, уже в 3 раза там численность сократилась. Народ уезжает с Дальнего Востока, с Камчатки, отток из Сибири, с Северов. Вы понимаете, относиться к этим территориям только как к источникам валютных доходов и доходов в бюджет очень опасно. Там, в Сибири, вот, всё, что за Уралом, там живет уже меньше 30 млн. человек, а рядом через границу, через речку Амур, там живет 1,5 млрд., ну почти 1,5 млрд., извиняюсь, 1,2 млрд. людей, не имеет значения, по-моему, вот. Просто сопоставьте миллиард и десятки миллионов, при чем несколько. Поэтому это очень опасно. Непонятно правительству, никак оно не заявляет, что ему делать. 3 года назад сократили программу отселения Северов, чем усугубили ситуацию там. Непонятно, как, вот, при разделении полномочий, учитывать в коммунальных платежах людей, проживающих на Северах и в Сибирских территориях, где расходы на тепло просто объективно больше. Нет такого. Никаких стимулов сегодня ехать в Сибирь нет, и после переселений столыпинских, после, вот, когда ссылали в 19 веке туда, после комсомольских строек, после переселения в годы Великой отечественной войны, когда производство вводилось, после Академгородка в Новосибирске, всё, приток в Сибирь закончился. С этим надо жить, из этого надо исходить. Это тревожная ситуация. Очень легко и просто мы можем в самое ближайшее время потерять контроль над основными сырьевыми ресурсами страны. Увы, факт.


О. БЫЧКОВА – Ну, что ж, на этом мы вынуждены закончить наш разговор


В. ЗУБОВ – Нет, на этом нельзя заканчивать.


О. БЫЧКОВА – Нельзя.


В. ЗУБОВ – Нет.


О. БЫЧКОВА – А что Вы предлагаете?


В. ЗУБОВ – Вы знаете, мы же всё-таки начали с экономики, с политики. Мне кажется, что…

О. БЫЧКОВА – 5 секунд.


В. ЗУБОВ – Хотя бы одно предложение я скажу. Подход, вот, фраза, которую, предложение, которое озвучивал Козак, это идеология построить крепость, защищаться. Т. е. вот как-то удержать. Вы знаете, это ошибка в формировании идеологии управления. Надо раздеваться, надо быть привлекательными. Для Северного Кавказа должно быть привлекательно жить в развитой России. Это самое главное. А путем перераспределения полномочий, это как припарки.

О. БЫЧКОВА – Известно кому. Спасибо Вам. Депутат ГД Валерий Зубов был в прямом эфире «Эхо Москвы».

 

Радиостанции "Эхо Москвы"

19 июля 2005 год

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться сейчас




Забыли пароль?

Регистрация на сайте

Календарь
<< Июль 2005 >>
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 26 27 28 29 30
31            
Новости в стране

25 апреля 2017
Госдума выйдет в шесть соцсетей

14 апреля 2017
СМИ: безработных россиян планируют лишить медицинской страховки

14 апреля 2017
СМИ: безработных россиян планируют лишить медицинской страховки

06 апреля 2017
Число бедных в России в 2016 году увеличилось на 300 тысяч человек

06 апреля 2017
Организованные Навальным протесты одобряют 38% россиян – «Левада-центр»

06 апреля 2017
Правительство попросили раскрыть список освобожденных Путиным от налогов россиян

06 апреля 2017
Страна ждет отставки Медведева: рейтинг премьера оказался ниже Жириновского

06 апреля 2017
Первый канал их не покажет. Зато они покажут властям

Всё о выборах Фотографии Аудио Видео

Подписаться на новости
RSS
ГлавнаяНовостиБиографияМои выступления, статьиМнения, аналитикаКонференции, семинарыФото, видеоКонтактная информацияАрхив
Владимир Рыжков